Дорожная станция

Московской дорожной исследовательской станцией под руководством проф. Филатова произведены были исследования для выяснения условий обжига почво-грунток, наиболее распространенных в центральной части России. Кроме лабораторных исследований, станцией были, заложены опытные участки на дороге.

Грунты были обожжены в тигельной печи при 400, 800 и 1000°.. В первом случае грунты имели слегка розовый цвет и рыхлую консистенцию без признаков спекания, во втором случае они имели коричневый цвет и представляли собою полуспекшуюся массу, имевшую твердость слабого кирпича, и в третьем — цвет был красновато-фиолетовый, и масса была местами сплавлена и переобожжена. Твердость этого продукта была выше твердости хорошего кирпича.

Как видно, грунты после обжига сделались более песчаными, но количество пылеватых частиц оставалось очень большим. При этих условиях обжига в грунтах, кроме гранулометрического состава, сильно изменились и физические свойства. Эти свойства грунта сохранялись и после того, как они находились под водой в течение двух лет.

Грунты, обожженные при 1000°, давали продукт более высокого качества, так как при этом почти нацело спекались и частично сплавлялись пылеватые и глинистые частицы; но, как оказалось, этой температуры в напольных печах практически достичь невозможно, вследствие слишком большой затраты топлива.

Подобные же исследования были произведены станцией над гумусовыми горизонтами черноземов и других почв; при этом во всех случаях результаты получились отрицательные. Гумусовые горизонты при неполном обжигании образовывали легкую углистую массу без признаков спекании и плавления минеральной части, при полном же выгорании гумуса они давали массу неспекшихся в комки глинисто-пылеватых частиц. Более благоприятные результаты получились при обжиге „слитого" чернозема на Северном Кавказе.

Кроме лабораторных исследований, станцией под Москвой на Тайницком тракторе, пролегающем по покровным глинам, были заложены опытные участки. Дорога, улучшенная обжигом при проезде, оставалась ровной, давала колею не более 7 см и быстро просыхала, проезд по этой дороге был легче, чем по соседнему участку, улучшенному пескованием, и по достоинству приближался к гравийному участку, заложенному рядом с обожженным. На основании своих опытных работ, станцией были разработаны технические способы обжига глин и конструкции напольных печей.

Дата: 28 февраля 2013