Коммуникации ключ к успешному внедрению режима JIT

Внедряя режим JIT, важно добиваться установления тесных и устойчивых (в той степени, в какой это необходимо сторонам) коммуникаций между покупателем и поставщиком. В этом случае поставщики заранее знают о долговременных производственных планах покупателя. Часто этот временной промежуток охватывает несколько месяцев, хотя на ближайшие несколько недель график поставок обычно является фиксированным. Благодаря этому поставщик сам может приобретать сырье для производства продукции без накопления у себя запасов и осуществлять поставки покупателю без накопления у него запасов. Поставщики ежедневно сообщают покупателю текущее состояние дел, согласуют графики производства и устраняют возникающие проблемы. Таким образом, чтобы перейти к операциям в режиме JIT, покупатели и поставщики должны тесно взаимодействовать друг с другом и иметь доверительные отношения.

При внедрении режима JITважнейшими направлениями работы становятся: выбор поставщика, переход к единому источнику поставок/закупок, управление поставками и коммуникации с поставщиком. Это — область ответственности менеджеров, отвечающих за закупки, и менеджеров, занятых управлением входящим материальным потоком. Среди вопросов, которые необходимо решать при выборе поставщика, в первую очередь укажем следующие: какие у поставщика методы контроля качества, насколько близко располагаются мощности поставщика, гибко ли организовано у него производство, стабильно ли у него время выполнения заказов?

Производители, работающие в режиме JIT, и их поставщики обычно формируют друг с другом тесные отношения сотрудничества, дополняя их заключением долгосрочных контрактов, предусматривающих работу производителя с единственным источником поставок/закупок. К отношениям, возникающим между покупателем и поставщиком, взаимодействующим в режиме JIT, часто применяют термин «партнерство» (partnership). Более подробно мы опишем сущность партнерства в этой главе ниже.

После того как поставщики отобраны, далее постоянно проводятся измерения показателей их работы, что в конечном счете может привести к сертификации поставщиков, поел? чего покупатель начинает размещать заказы только у тех поставщиков, качество продукции которых, своевременность поставки и надежность оказались стабильными в течение длительного времени.

Фокусом работы отдела закупок в режиме JIT становится не столько обработка заказов, сколько отбор поставщиков и ведение переговоров для заключения долгосрочных контрактов. Очень часто тесные отношения компании с ее поставщиками сопровождаются электронным обменом данными, позволяющим сторонам точно и своевременно передавать нужную информацию. В следующих параграфах мы рассмотрим наиболее важные для достижения успеха вопросы закупки при работе в режиме JIT.

Дата: 25 октября 2012