Обжиг грунтов для полотна грунтовых дорог

Исследования применения обжига глинистых грунтов для улучшения грунтовых дорог начаты были В. Охотиным под руководством проф. Земятченского. Для опыта были взяты две глины: одна — огнеупорная латнинского происхождения и другая — менее пластичная с дороги Краснодар — Ново-мышастовская.

Эти глины имели такой гранулометрический состав:

Обе глины были обожжены при температуре 500—700° в течение одного часа. При обжиге глины существенно изменили свои свойства — липкость в них пропала и они сделались водопроницаемыми и непластичными. Так, глина краснодаро-новомышастовская, имевшая в естественном виде пластичность 16, после обжига сделалась совершенно непластичной, число пластичности в ней упало до 0,9.

После обжига, для выяснения устойчивости происшедших в них изменений, они в течение месяца намачивались в воде. Через месяц глина с дороги Краснодар — Новомышастовская не имела даже намеков на восстановление своих прежних свойств, у глины же латнинской свойства отчасти восстановились. Поэтому она была подвергнута двухчасовому обжигу при той же температуре, как и в первый раз, и после этого ее глинистые свойства не восстанавливались.

После предварительных лабораторных испытаний опыты по обжигу были перенесены па опытную дорожку, где было построено два участка: один — из обожженной латнинской глины и другой — из той же глины, но необожженной.

Обжиг производился следующим образом: из кусков глины делалась печь типа обыкновенной напольной печи, в эту печь накладывались дрова, и обжиг производился в течение 2—3 дней по 6 час. Для опыта была взята вся глина из всей печп, хорошо перемешана и из нее сделана одежда опытного участка. Как видно из результатов испытаний, обжиг глин существенно улучшил свойства глин, как дорожного материала, и эти изменения сохранились в течение осени и следующей весны.

Дата: 28 февраля 2013