Опыты с известкованием на дороге

Позднее опыты с известкованием были вынесены на дорогу. Инж. Л. Пашковым под Псковом был заложен опытный участок, на отдельных отрезках которого даны были добавки извести в 5%, 7%, 10% (известь вносилась в виде известкового молока, которое затем перемешивалось с грунтом дисковой бороной, после чего производилась профилировка дороги и укатка 3-тонным катком), толщина улучшенной части равнялась 15 см. Грунт естественного участка представлял собою пылеватую глину.

На опытном участке были установлены систематические наблюдения с 15 сентября по 10 ноября и производились измерения келейности, влажности фунта на разных глубинах и определение плотности поверхности полотна ударником.

Средняя глубина колеи за наблюдаемый период на разных участках была такая:

Глина естественная ..........6,5%

известкованная 5%..........3,1%

7%..........2.0%

10%..........3,8%

Средняя глубина погружения ударника площадью в 1UU см" при 40 ударах гири в 5 кг, падающей с высоты 1 м, на тот же период оказалась такая:

Глина естественная .........5,19%

известкованная 5%.........4,2 %

7%.........4,22%

10%.........4,02%

Эти цифры показывают, что известкование улучшает технические качества дороги, но все же сопротивление известкованного грунта образованию деформаций недостаточное.

Рассматривая результаты наблюдений изменения колейности, видно, что колейность на известкованных участках в период между 15 сентября и 15 октября значительно меньше чем на естественном, но затем, по мере развития распутицы, качество всех участков ухудшается, и в момент наибольшей распутицы состояние как известкованных участков, так и естественного, было одинаково плохое.

Опытные участки показали, что известкование сократило срок распутицы на дороге, при этом утюжка таких участков, вследствие отсутствия на них липкости, легче, чем на природном, однако, известкование само по себе не настолько улучшает грунты, чтобы эту меру можно было считать мерой радикальной, и потому одно известкование проезжей части дороги необходимого эффекта дать не может, но оно может существенно улучшить качество грунта, как основания дороги. Если совместно с известкованием производить и пескование дороги, то улучшение технических свойств дороги будет более существенно. Применение известкования при одновременном песковании ее выгодно в двух отношениях: 1) до'авки леска при этом можно значительно уменьшить и 2) перемешивание песка с глиной (операция очень трудная) будет более легкое и равномерное, так как глина после известкования становится более рыхлой и нелипкой.

Дата: 01 марта 2013