Сфера производства и торговли

Транснациональные корпорации прибегают к такому экспорту с целью расширения операций, увеличения серийности производства, снижающего его себестоимость, а также с тем, чтобы избежать недогрузки мощностей, которая ввиду специфики военной промышленности подчас достигает 50%, а по боеприпасам даже 90% мощностей. За счет экспортных продаж корпорации нередко компенсируют неудачи в конкуренции за заказы своих национальных военных ведомств. Например, не получив достаточ­ных заказов на свой истребитель F5 в США, ”Нортроп” экспортировала его в 30 стран на сумму в 4 млрд долл.41За ’’деловыми" соображениями здесь стоят далеко идущие политические последствия.Учитывая, что основная масса военного экспорта транснациональных корпораций идет либо через посредство военных ведомств их стран бази­рования (в США —90%), либо под разрешительным контролем государст­ва, такие поставки дают в руки соответствующим правительствам мощное политическое и дипломатическое оружие. ’’Существует общая тенденция к одобрению продаж оружия ради следующих целей,—указывалось в спе­циальном докладе президента США конгрессу,— а именно: (а) оказывать влияние на политическую ориентацию стран, контролирующих стратегиче­ские ресурсы; (б) расширять наш общий доступ и влияние на правитель­ства и военные элиты, политическая ориентация которых имеет для нас важное значение в связи с глобальными или региональными проблемами; (в) обеспечить рычаги воздействия и влияния на отдельные правительства по конкретным проблемам, представляющим для нас непосредственный интерес”.

Дата: 24 января 2013