Скорость размокания грунта

Если вы проанализируете результаты обследования грунта, то из полученных результатов видно, что влияние наличия гумуса на скорость размокания почво-грунтов огромно и сильно сказывается уже при малом его содержании, примерно равном 1%. Наличие гумуса сказывается и на водопроницаемости почво-грунтов. Так, в одном опыте скорость просачивания 10 см3 воды через два почво-грунта, тождественных по гранулометрическому составу, но один из которых содержал гумуса 2,58%, а другой его совсем не содержал, была различна, а именно — через почво-грунт, содержавший гумус, 10 см? воды просачивалось в 5 час. 15 мин., через почво-грунт же не содержавший гумуса в 3 час. 57 мин. При изучении смачивания почво-грунтов вышеуказанной дороги наблюдалась та же картина, что и в отношении размокания, т. е. почво-грунты, содержавшие гумус, смачивались несравненно медленнее, чем почво-грунты безгумусовые; в то время, как время смачивания в последних колебалось от 2 до 15 сек., в гумусовых почво-грунтах оно колебалось от 40 до 90 сек. Добавки гумуса существенно увеличивают и связность песчаных почво-грунтов. По опытам проф. Филатова, добавка 1% гумусовой кислоты к сыпучему песку повысила его сопротивление раздавливанию до 7 кг на 1 см3. По данным Протодьяконова, наличие гумуса сильно снижает прилипание почво-грунтов. Так, максимальное прилипание чернозема верхнего горизонта (0—10 см) было примерно 65 г на 1 см2, а прилипание безгумусового слоя (глубина 125 см), имевшего примерно тот же гранулометрический состав, равнялось 105 г на 1 см2.

Хотя органическое вещество в виде гумуса значительно улучшает физико-механические свойства песчаных почво-грунтов, но, ввиду того, что содержание гумуса в почвах, в общем, невелико, улучшение песчаных дорог этим способом практически не всегда возможно. Наиболее возможным и легко осуществимым является улучшение песчаных дорог добавками торфа. Торф скопляется в торфяниках в громадных количествах и многие из них не могут быть использованы на топливо, ввиду большой зольности торфа и его сравнительной маломощности; в дорожном же деле они как раз и будут наиболее, как увидим ниже, полезными в качестве добавок к пескам.

Дата: 28 февраля 2013