Влияние капиллярной воды на состояние дорог

Вода, поднимающаяся по капиллярам, может сильно влиять на состояние дороги, уменьшая ее устойчивость; для устранения этого вред, влияния капиллярных вод стремятся понизить уровень грунтовых вод в дорогах на суглинистых грунтах уровень грунтовых вод является опасным, когда он находится на глубине не менее 1,2 м, на пылеватых

супесях на глубине 90—100 см и на песках на глубине 50 см.

Поднимающаяся по капиллярам вода из нижних горизонтов в влияние и находящаяся в непосредственной связи с грунтовыми водами, редко является причиной образований на дорогах пучин которые в этом случае бывают особенно мощными, и взбугрения на достигают (вне области вечной мерзлоты) нескольких десятков см, в области вечной мерзлоты пучины, называемые там наледями—достигают пят более метров.

Процесс этот происходит следующим образом. Когда осенью и зимой в дорожном полотне отрицательные температуры постепенно распространяются вглубь, то капиллярная вода в порах грунта замерзает и pacширяется на 0,09 своего объема. При этом в замерзшем грунте образуются новые поры — поры замерзания, которые дают сеть капиллярных каналов и по ним капиллярная вода поднимается по мерзлому грунту, в нем замерзает и снова образует новую сеть капиллярных каналов и т. д. Э процесс продолжается всю зиму. Особенно большое количество воды может находиться в мерзлом пылеватом грунте, состоящем в главной мг из тонкопылеватых частиц (60% и более); так как в таком грунте капиллярам года поднимается высоко и сравнительно быстро, то в течение зимы в нем может накопиться значительное количество воды. В глинистом грунте скорость поднятия капиллярной воды необычайно мало, потому благоприятных условий для накопления воды в мерзлом грунте не имеется.

При постепенном накоплении воды в мерзлом грунте объем поел него будет увеличиваться и он будет расширяться, причем расширение в боковые стороны идти не может, так как с боковых сторон идет замерзание и расширение; вниз расширяться грунт также не мо» этому мешают нижележащие слои, и поэтому все расширение направлено вверх (по линии наименьшего сопротивления) и образовывает» пучину.

На шоссейных дорогах в период бугрообразования щебенка тер: взаимную связь и расстраивается, а в покрытиях таких дорог, как асфальто-бетонные, бетонные, появляются трещины. Весной, при оттаивая полотна дороги, грунт, в пучинистом месте и особенно в бугре, оказывается сильно переувлажненным и, вследствие этого, лишенным несущей способности. При проезде по такому месту полотно под колесом и прогибается, и в этом случае впереди колеса образуется вал, или проваливается, и тогда нередко из бугра выливается на поверхность дороги грязь. Щебенка коры, еще во время взбугрения потерявшая взаимную» связь пои проезде издает характерный шуршащий звук. Иногда несущая способность грунта в пучинистом месте бывает настолько мала, что» лошади и повозки в этих местах тонут и их приходится вытаскивать. На грунтовых дорогах, как грунт одежды, так и основание в пучинистых местах также теряют несущую способность, и колеса и лошади в нем вязнут.

Дата: 26 февраля 2013